г. Краснодар
ул. МОПР, д 55
График: ПН-ВС
с 9-00 до 21-00

Алексей Маресьев

Подвиг Алексея Маресьева известен почти каждому жителю нашей страны. Его невероятная история стала основой для произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которую читают все школьники. Будучи подбитым и раненым в схватке с неприятелем, Маресьев 18 дней по апрельским болотам в основном ползком добирался по направлению к своим, получил обморожение, лишился обеих стоп, но потом встал на протезы и не просто встал, а вернулся полноценным боевым летчиком в строй.

Алексей Петрович Маресьев


Содержание:



Краткая биография Маресьева А.П.

Алексей Маресьев биографияБиография Маресьева Алексея Петровича заслуживает уважения как история жизни человека с мечтой о полетах, с невероятным упорством, упрямством и целеустремленностью. Герой родился в Камышине Саратовской губернии в семье фронтовика. Мальчик в раннем возрасте лишился отца, умершего от последствий ран, полученных на Первой мировой войне, и воспитывался матерью. После школы Алексей выучился на токаря в местном училище и приступил к работе на местном Камышинском заводе. При этом у него была мечта стать летчиком, Алексей два раза подавал свои документы в училище, но его туда не взяли по причине ревматизма, который Алексей получил, переболев малярией.

Стать ближе к мечте летать помогла срочная служба, которую Алексей Петрович проходил после призыва в 1937 году в 12 авиапогранотряде на острове Сахалин. Оттуда его перевели в Школу военных летчиков в Чите, которая затем передислоцировалась в Батайск. Маресьев закончил Батайское авиационное училище в 1940 году в звании младшего лейтенанта. Завершив учебу, он остался в своем училище, чтобы работать авиаинструктором.

Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Маресьев был направлен в 296 полк истребителей на Юго-Западный фронт. 23 августа 1941 года был его первый боевой вылет. Случилось это у Кривого Рога. В начале 42-го года он подбил свой первый неприятельский самолет. К марту их было уже 3. В этот момент Маресьева перенаправили на Северо-Западный фронт.

На краю гибели. Подвиг летчика Маресьева

подвиг Алексея МаресьеваНа Новгородчине, между озерами Ильмень и Селигер, поблизости от Демянска в марте 1942 года образовался Демянский котел. Это означало, что советская армия окружила группировку вражеских войск численностью до 100 тысяч человек. Немцы отчаянно сопротивлялись и сдаваться не спешили. 4 апреля в этом районе летчик Алексей Маресьев совершал вылет на самолете Як-1, чтобы прикрывать бомбардировщик. Его самолет подбили, но пилот не смог вынужденно его посадить, потому что шасси зацепились за верхушки деревьев, перевернув всю машину. Самолет рухнул в снег, Алексей Петрович остался жив, но был очень серьезно ранен – ему раздробило обе ступни.

Хотя Алексей был на своей территории, до своих было ещё очень далеко. Ему понадобилось 18 суток, чтобы доползти по болотистой местности до ближайшей деревни. Чтобы продвигаться на восток, ориентироваться его помогало солнце. Около деревни Плав его заметили местные, но сначала побоялись трогать, так как приняли за немца. Но затем мальчишки с отцом перевезли еле живого летчика на подводе в деревню, где в отсутствие врача за ним ухаживали местные жители до начала мая, когда его забрал самолет в московский госпиталь.

У умирающего Алексея было заражение крови, развивалась гангрена, шансы на выживание были малы, но врачи совершили чудо и спасли раненого, хотя и пришлось ампутировать ступни.

В июне 42-го советский летчик получил награду - орден Красного Знамени.

Алексей Маресьев орден красного знамени


Алексей Маресьев после госпиталя

Алексей Маресьев в госпитале полсе ампутации ногАмпутация обеих ног в области голени могла бы поставить крест на полетах. Однако Алексей Маресьев без ног решил, что не будет сдаваться. После московского госпиталя он проходил реабилитацию в госпитале для ампутантов в Куйбышеве. Там Алексея буквально поставили на ноги – выдали тяжелые и неудобные протезы, которые причиняли при хождении боль. Несмотря на это он решил продолжить тренировки на протезах, чтобы как можно быстрее вернуться к полетам.

Он добился своего и уже в начале 1943 года прошел медкомиссию, которая разрешила ему летать. То есть для восстановления ему понадобилось всего полгода. За это время он научился ходить без изъянов на протезах, его походку сложно было отличить от ходьбы здорового человека. Он смог даже танцевать на протезах.

Пробный вылет состоялся в феврале, а в июне отважный летчик с протезами ног вернулся на фронт в составе 63 Гвардейского авиаполка. Поначалу его не выпускали в небо, потому что обстановка накануне Курской битвы была тяжелой. Летчик на протезах переживал, что не может быть полезным. Командир эскадрильи Числов решил поддержать его и взял Алексея с собой в пару. Сделав успешные парные вылеты, летчик, летающий на протезах, доказал, что летает ничуть не хуже остальных.

летчик с протезами ног герой советского союза19 июля 1943 года впервые после возвращения за штурвал Маресьев подбил вражеский бомбардировщик, назавтра – ещё два истребителя, а также спас двух советских летчиков. После этого о летчике на протезах вместо ног узнали за пределами его 15 воздушной армии. В числе прочих к Алексею Петровичу приехал писатель Полевой, работавший в те дни военкором. Рассказ Алексея Маресьева послужил основой для будущей книги.

24 августа 1943 за то, что уничтожил три вражеских самолета и спас жизни двух советских летчиков, Алексей Петрович Маресьев получил звание Героя Советского Союза. Он продолжил воевать, был помощником командира и штурманом 63 авиаполка. И воевал на протезах вплоть до марта 1945 года, когда ему настоятельно рекомендовало руководство перейти в качестве инспектора-летчика в управление вузов подготовки ВВС РККА. В июле 1946 года уволился в запас в звании майора.

Всего за время, которое продолжалась война, герой Советского Союза Маресьев Алексей Петрович совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов противника.


Правила жизни от героя Маресьева

Летчик на протезах ВОВ, прошедший всю её от начала и почти до самого завершения, показавший пример выдающегося мужества, научившийся заново ходить и вернувшийся за штурвал, летал до 1950 года. По завершении летной карьеры продолжил усиленно заниматься физкультурой: бегал на лыжах, катался на коньках, совершал велопрогулки, плавал. Даже установил рекорд, когда переплыл Волгу, ширина которой в том месте равнялась 2200 метров, за 55 минут. Такая воля к победе и жажда жизни являются вдохновляющим образцом.

протезы Алексея Маресьева

Алексей Маресьев считал, что человеку, чтобы стать настоящим, нужны пять качеств: смелость, мужество, сила воли, упорство, умение преодолевать трудности. При этом все качества связаны одно с другим, нельзя возвысить одно самое главное или убрать какое-то из них.

Фото Алексея Петровича Маресьева во время и после войны, семейные фото

Настоящий человек Алексей Маресьев всю свою жизнь оставался открытым, готовым обучать и быть наставником. Был секретарем комитета ветеранов войны. Осталось много фотографий, на которых Алексей Маресьев всегда окружен молодежью, будущими и настоящими летчиками.

Сложилась у него и личная жизнь: был женат, у него трое детей, внуки, правнуки.

Алексей Маресьев семья

жизнь Алексея Маресьева

Алексей Маресьев советский летчик

летчик с протезами ног герой советского союза


Видео о подвиге Алексея Маресьева

Мужество Алексея Петровича Маресьева вдохновляет многих. О его жизни и подвиге написаны статьи и книги, сняты телевизионные сюжеты и фильмы. При этот сам летчик-герой не считал себя легендой.


Книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Книга Повесть о настоящем человекеВ школьную программу по литературе входит эта книга. Жизнь Алексея Маресьева, его мужество, воля и стремление к победе служит образцом для следующих поколений. Подвиг был описан Борисом Полевым в книге, при этом несущественно были изменены некоторые факты, а фамилия героя отличается всего на одну букву – Мересьев. Также в книжке появился сюжет о любви молодого летчика и девушки по имени Ольга, чего в жизни не было. Сам Маресьев книгу целиком так и не прочитал. Но одобрил её сюжет. О выходе книги он узнал по радио, встретился после этого с автором и получил экземпляр с автографом.

Книга была издана более 150 раз, переведена на разные языки, по ней сняли художественный фильм, а Сергей Прокофьев даже написал оперу. Такой успех вызван в большей степени тем, что у главного героя был реальной прототип, который в книге не был приукрашен, а действительно был исключительно мужественным человеком. К тому же Полевой во время войны был корреспондентом, поэтому в книге был очень точен, понимал, что и как он описывает.

Интересные факты о летчике Маресьеве

Повесь о настоящем человеке встреча с медведемВ книге описана опасная встреча Алексея Маресьева с медведем. Он действительно убил зверя, израсходовав на это весь запас патронов. В фильме снималась настоящая медведица, которую игравший Маресьева актер Кадочников приручал при помощи лакомств, спрятанных в кармане.

Алексей Маресьев был знаковой фигурой в СССР. Его безмерно уважали на всех уровнях – от простых людей до высшего руководства. Он прожил долгую жизнь – 84 года, почти 85. Скончался от инфаркта за час до начала торжества, посвященного его 85-летию, которое проводилось в Театре Российской армии. Несмотря на столь печальный факт концерт всё-таки состоялся как дань памяти герою. Начался он с минуты молчания. Похоронен великий русский летчик на Новодевичьем кладбище.

Пилот с протезами ног, летавший и воевавший в ВОВ, был избран почетным гражданином нескольких городов в России и болгарского города Стара-Загора. Его имя дано нескольким улицам в разных уголках страны, планете, образовательным учреждениям и даже сорту сирени. Установлены памятные доски, бюсты, памятники. В Камышине открыт музей Маресьева, а также работает общественный фонд его имени.

Какие еще были летчики, которые воевали с протезами

Многие думают, что пример Алексея Маресьева – единичный и уникальный. Но он не единственный летчик на протезах во время ВОВ.

Леонид Белоусов в феврале 1942 года потерял обе ноги из-за газовой гангрены, которая развилась из-за перенесенного когда-то ожога. Сначала ампутировали правую, а потом и левую ногу. Ампутация правой получилась при этом выше колена. Белоусов был уволен из-за инвалидности в запас в 1943 году, а меньше чем через год, восстановившись, встав на протезы, вернулся а авиаполк ВВС Балтийского флота. Провел более 300 вылетов, сбил три самолета неприятеля. В феврале 1945 года по состоянию здоровья был вынужден уйти в отставку. За доблесть и мужество получил звание Героя Советского Союза. Прожил 89 лет.

Летчик Леонид Белоусов прошел 2 войны без ног и лица


Александр Грисенко в августе 1942 года был подбит в бою, левую ногу врачи ему ампутировали ниже колена. В мае 1943 года смог вернуться в строй. Сделал 60 вылетов, сбил сам 4 самолета противника. После завершения войны командовал 178 авиадивизией, возглавлял летное училище в Чугуеве. Награжден многими государственным наградам.

Александр Грисенко


Георгий Кузьмин в сентябре 1941 года был сбит в бою, получил серьезные ранения в ноги и обморожение. Ему ампутировали одну ступню целиком и половину второй. Летчик научился ходить в специализированной обуви и вернулся за штурвал весной 1942 года. Совершил 280 вылетов, сбил лично 21 неприятельский самолет и ещё семь – в составе летной группы. Погиб в 1943 году. Удостоен звания Героя Советского Союза.

Георгий Павлович Кузьмин летчик


Илья Маликов в августе 1942 года смог довести подбитый в бою самолет до тыла и даже посадить его без шасси. Сам был тяжело ранен, пришлось ампутировать ногу. Вернулся в строй в мае 1943, а в июле начал выполнять боевые вылеты. Участвовал в битве за Днепр, в Курской битве, в Берлинской операции, освобождении Польши и Белоруссии. Совершил около 200 вылетов. За мужество получил звание Героя Советского Союза.

Были и другие герои войны без конечностей: И.М. Киселев летал без ноги, А.И. Леонов и В. Петерман – без руки, И.С. Любимов – без ступни, З.А. Сорокин – без обеих ступней.


Статьи по теме:


Все услуги по протезированию:


Возврат к списку

Записаться на приём

Согласие на обработку персональных данных

Адрес,
телефоны:

г. Краснодар
ул. МОПР, д 55
График: ПН-ПТ
с 9-00 до 17-00